Разумеется, существование ВМО могло бы стать исключительно полезным для развития нового международного режима и проведения переговоров о таком режиме, в том числе переговоров по поводу комплекса согласованных норм, которые были бы критериями оценки деятельности различных стран. Но, судя по тому, как обстоят дела в настоящее время, правительства, по-видимому, едва ли заинтересованы в учреждении совершенно новой организации, занимающейся международными миграциями. С другой стороны, принятие предлагаемого многостороннего режима или даже достаточно широкого глобального консенсуса о желательности такого режима ускорили бы доводы в пользу создания сильной ВМО. Точно так же, как принятие в 1951 году Конвенции ООН о статусе беженцев сопровождалось созданием Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Очевидно, что если международное сообщество примет новый миграционный режим и когда оно его примет, потребуется сильная международная организация, которая будет способствовать утверждению этого режима и наблюдению за его применением, а также будет отслеживать успехи и обеспечивать проведение последующих действий.
Для того чтобы избежать возможной путаницы в вопросе о природе предлагаемого режима, полезно подробнее разъяснить, что предусматривает и что не предусматривает данный режим.
Режим дополняет и усиливает существующие международные инструменты, а не подменяет их.
Предлагаемый режим усиливает и дополняет, но не подменяет собой существующие неполные режимы работы с трансграничными передвижениями. Конкретно я говорю о принятой в 1951 году Конвенции ООН о статусе беженцев, Протоколе 1967 года и о Генеральном соглашении о торговле услугами, которое охватывает временные, связанные с торговлей, миграции людей, оказывающих услуги, а также о Конвенции ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью (2000 год) и двух протоколах к этой Конвенции, посвященных борьбе с торговлей людьми и борьбе с незаконным провозом мигрантов. Сходным образом, этот режим усиливает существующие международные инструменты защиты прав рабочих-мигрантов, такие, как Конвенции ООН о правах всех рабочих-мигрантов и членов их семей и ряд Конвенций и рекомендаций, принятых по этому вопросу МОТ. Но новый режим не вступает в конфликт с этими инструментами.
Межгосударственное соглашение, обусловленное удобством, а не наднациональная конструкция.
Предлагаемый режим представляется не наднациональной конструкцией, навязанной государствам внешней властью, а удобной системой, свободно согласованной суверенными государствами в целях улучшения контроля над своими границами и усиления способности управлять миграциями. Глобализация повысила важность транснациональных проблем и проблем, затрагивающих территорию не одного государства. Национальные государства разрабатывают союзы, как всегда это делали, для того, чтобы управлять эти важными проблемами в транснациональном пространстве, для сохранения своей территориальной целостности и выполнения обязательств, которые они несут перед своими гражданами. Миграция — одна из таких проблем. Таким образом, участие в новом режиме только укрепляет и обогащает суверенитет национального государства. Это означает развитие национального государства, а не его эрозию.