Принято считать, что свободное передвижение откроет дорогу ничем не сдерживаемому массовому переезду мигрантов из менее развитых стран в развитые. Однако опыт Евросоюза показывает, что это не так. Количество итальянских, греческих, испанских и португальских рабочих в других странах ЕС не претерпело резкого роста после получения ими права на свободный въезд в эти страны. Напротив, число граждан новых членов ЕС, работающих в «старых» странах ЕС, даже несколько уменьшилось — и не только по сравнению с прежней численностью, но и по сравнению с количеством граждан третьих стран, подпадавших под жесткие ограничения (ILO, 1990; Ugur, 1999, р. 134).
Данная тенденция в значительной мере объясняется тем, что свобода передвижения ликвидировала нелегальный въезд (пересечение границы) и повысила предпочтительность мотивации, исходящей из вероятности трудоустройства в стране назначения. Иными словами, свобода передвижения побудила потенциальных мигрантов действовать на основе информации о доступности рабочих мест и уровне заработной платы в интересующих их странах. Подобное поведение — прямая противоположность рискованным поступкам, совершавшимся людьми в убеждении, что само проникновение на закрытый рынок труда уже является достаточным вознаграждением. Короче говоря, при снижении издержек на въезд и выезд в условиях свободного перемещения миграция перестает быть игрой, в которой ставку делает лишь одна сторона, а спрос на рабочую силу в странах назначения становится более значимым регулятором миграционных потоков.
На основе проведенного анализа можно утверждать, что свободное передвижение людей является этичным политическим выбором, поскольку способствует росту общественного благосостояния по следующим причинам: ставит под сомнение легитимность индивидуальных или групповых привилегий, которые не могут быть обоснованы с помощью таких объективных критериев, как квалификация, напряженность труда или инвестиции в человеческий капитал; побуждает проводить реформы социального обеспечения в принимающих странах; активизирует механизмы саморегулирования, обеспечивающие управляемый уровень миграции.
Могут ли издержки международной миграции превышать выгоды; в какой мере свободное перемещение может рассматриваться как этичный политический выбор с точки зрения экономической литературы.
В этом разделе мы рассмотрим экономическую литературу по международной миграции с целью получить практическое подтверждение сделанных выше выводов по поводу этичности свободы передвижения.