Основная гипотеза этой статьи такова: открытость, присущая обществам, основанным на иммиграции, и закрытость государства благосостояния примирить трудно. Иммиграция требует проницаемых границ, но государство благосостояния лучше всего функционирует как замкнутая, закрытая система, границы которой чаще всего совпадают с границами национального государства. Удастся ли вообще как-то примирить открытость и замкнутость? Хотя некоторые социологи указывают на то, что Григ Брокманн (Grete Brochmann, 1999) называет парадоксом иммиграции и благосостояния (см. также Bommes, 1999), эта проблема не слишком популярна как область исследований, поскольку полна ловушек и политически болезненных моментов, с которыми не всегда любят сталкиваться приличные политики. Тем не менее, продолжение иммиграции может вынудить нас пересмотреть основы национального государства благосостояния, основными характеристиками которого являются солидарность и равенство. Конечно, глобализация и иммиграция — не единственные проблемы, стоящие перед государством благосостояния. Старение населения, усиливающаяся индивидуализация, изменяющиеся представления о рисках, бюрократизация, большая гибкость в трудовых отношениях, внутренняя тенденция к росту издержек и смещение представлений об отношениях между государственными и частными обязанностями — все это увеличивает необходимость переосмысления основ государства благосостояния. Мир не стоял на месте ни в течение последнего века, ни в течение даже последних 50 лет. Не оставалось неизменным и государство благосостояния. Однако сообщить о неизбежности изменений людям, имеющим сильную заинтересованность в нынешней ситуации, не всегда легко.
В предыдущих абзацах была сформулирована гипотеза о том, что между открытостью обществ, основанных на иммиграции, и замкнутостью государства благосостояния существует напряженность. В дальнейшем я исследую природу этой напряженности глубже. Как проявляется эта напряженность, каковы ее масштабы и как можно справиться с ее последствиями? Во-первых, я пристальнее рассмотрю концепцию солидарности и ее значение для функционирования государства благосостояния. Затем я выясню, в какой степени иммиграция действительно оказывает воздействие на государство благосостояния. Мы увидим, что при определенных условиях иммигранты действительно накладывают дополнительную нагрузку на функционирование государства благосостояния, хотя в других случаях они становятся настоящим активом. Я постараюсь найти объяснение этим различиям, а затем перейду к обсуждению некоторых альтернативных путей к решению проблемы