Проблема незаконной иммиграции снимается предоставлением всем жителям ЕС легального статуса. Это позволяет, наконец, точно подсчитать реальное население Европы. Космополитическая Европа, потребует, однако, таких крупномасштабных перемен, как реформирование систем налогообложения и приватизация структур социального обеспечения. Последняя станет, по-видимому, самым большим препятствием на пути к космополитическому устройству, поскольку встречает резко отрицательное отношение в современной Европе.
Автор этой главы поставил перед собой задачу рассмотреть, является ли метафора «Европа без границ» чистой риторикой, актуальной реальностью или утопической идеей. Изучение схем мобильности в рамках Евросоюза, препятствий для миграции и различных политических подходов позволяет сделать вывод, что рассуждения о Европе без границ часто представляют собой не больше, чем риторику – по крайней мере, в тех случаях, когда понятие «граница» понимают не в узком значении национальных рубежей, а в более широком, включающем административные, культурные, языковые и прочие барьеры. Можно сказать, что Европа без границ – реальность для некоторого количества европейцев (деловой и академической элиты), чистая риторика — для большинства граждан ЕС и пока только мечта для не-граждан, чья свобода перемещения ограничена директивами и законами. Иными словами, европейские границы выглядят по-разному для различных групп и отдельных лиц, всегда субъективно воспринимающих незримые границы.
Поскольку Евросоюз в настоящее время разрабатывает меры по преодолению помех для перемещения, «Европа без границ» в один прекрасный день может стать реальностью. Но даже в этом случае метафора будет относиться только к видимым и невидимым барьерам внутри ЕС, но не к его внешним границам. При нынешней политической ситуации на уровне всей Европы и на уровне членов ЕС и при широко распространенных опасениях по поводу неконтролируемых миграционных «потоков» ликвидация внешних границ ЕС – утопия.
Что касается трех приведенных выше сценариев возможного состояния миграции и миграционной политики в Евросоюзе, то Сценарий 1 (закрытые внутренние и внешние границы) представляет собой шаг назад по сравнению с существующим положением. Потенциальные предпосылки этого сценария таковы: восприятие возрастающих угроз (например, терроризма) как следствия политики открытых дверей и/или издержек расширения ЕС и процесса интеграции. Сценарий 2 (закрытые внешние границы при отсутствии внутренних) станет шагом вперед по сравнению с текущей ситуацией, если понимать границы в широком смысле. Внешние границы будут приоткрываться лишь в исключительных случаях из соображений экономической выгоды или морального престижа (например, при недостатке квалифицированной рабочей силы или для приема политических беженцев). Во всем прочем Европа останется «крепостью». Сценарий 3 (отсутствие внутренних и прозрачные внешние границы) – утопия.