Несмотря на указанные различия, оба эти широкие подхода (сосредоточенные или на внешней, или на внутренней безопасности) в основном дополняют друг друга, а не противоречат друг другу и не являются взаимоисключающими (Keohane and Nye, 1977). Рассматривая безопасность более широко, некоторые специалисты, например, Майрон Винер (Myron Weiner, 1995), утверждают, что миграции населения могут дестабилизировать общества и режимы, как в промышленно развитых демократических странах, так и (в особенности) в развивающихся странах, и что эта дестабилизация может сказываться и на странах-реципиентах, и на странах-донорах. Таким образом, миграции, утверждает Винер, — вопрос безопасности.
В том, что некоторые типы миграций населения и связанные с ними действия имеют аспект, связанный с безопасностью, мало сомнений. В число таких миграций входят незаконные миграции и торговля людьми, тесно связанная с торговлей наркотиками и оружием. Летом 1993 года, когда в США прибыло несколько судов контрабандистов, доставивших в США незаконных мигрантов из Китая, президент Билл Клинтон заявил, что эта тактика представляет угрозу национальной безопасности США, и уполномочил Совет национальной безопасности отреагировать на эти акты (New York Times, 16 September 1994). Как показывает опыт африканских стран, многочисленные скопления незаконных мигрантов могут представлять готовый резерв участников массовых беспорядков или иных подрывных действий. В качестве примера угрозы, которую создают для безопасности незаконные мигранты, приводят беспорядки в г. Кано, Нигерия, в 1980 и 1982 годах. Утверждают, что в этих волнениях участвовали незаконные мигранты из пяти стран Западной Африки (Adepoju,1983). Однако очевидно, что при режиме свободы передвижений без границ, риски, связанные с незаконными миграциями и торговлей людьми, должны исчезнуть.
С другой стороны, когда группы, вовлеченные в гражданские конфликты, имеют этнические, культурные, религиозные или идеологические связи с заграницей, конфликты (как показывают разразившиеся в Европе кризисы в Боснии и Косово и кризисы в районе Великих африканских озер) могут втянуть соседние страны в широкий конфликт, угрожающий национальной и региональной стабильности. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда конфликты порождают потоки беженцев, которые выплескиваются в соседние страны. В этих случаях политика открытых границ может запросто усугубить угрозы для безопасности, причем беженцы являются как участниками, так и жертвами конфликта. Примечательно, что во время кризиса 1991 года в Персидском заливе именно возможность дестабилизирующего эффекта, который вызовут в соседних странах потоки беженцев, была упомянута в резолюции Совета Безопасности ООН (№ 68) в качестве непосредственной угрозы миру между государствами. Тот же самый аргумент — угроза региональной стабильности, вызванная большими потоками беженцев, — часто использовали для обоснования вмешательства НАТО в Косово. В конфликте, ныне идущем в Ираке, проницаемость границ этой страны рассматривается многими как фактор, способствующий повстанческой деятельности и подрывающий безопасность Ирака. При режиме свободного передвижения транснациональные банды преступников будут беспрепятственно перемещаться через национальные границы, что будет угрожать стабильности, особенно стабильности слабых и уязвимых государств.