Эта парадоксальная ситуация характеризуется усиливающимися несоответствиями, наблюдающимися в мировой системе миграций. С одной стороны, в странах-донорах усиливается давление желающих эмигрировать людей, которое еще более обостряется из-за притяжения со стороны стран иммиграции, в том числе их высокого спроса на рабочую силу. С другой стороны, возможности легального въезда сужаются. Несмотря на некоторые слабые признаки изменений, существующая миграционная политика оказывается неспособной обеспечить прочную, устойчивую и динамичную гармонию между этими противоречащими друг другу трендами. Существующая миграционная политика, носящая, по большей части, реактивный характер и ориентированная на решение внутренних проблем, делающая акцент на односторонний контроль над иммиграцией, а не на управление миграциями посредством многостороннего сотрудничества, оказывается неадекватной новым вызовам, которые создают международные миграции, и не может использовать предоставляемые ими возможности.
Хуже того, существующая политика контроля над миграциями иногда дает скверные результаты. Многие страны-реципиенты резко увеличили численность служб, занимающихся борьбой с незаконной миграцией, и расходы на такие службы. Тем не менее, численность незаконных мигрантов растет быстрее, чем когда-либо ранее. Действительно, при наличии высокого давления в странах эмиграции и мощного, стимулируемого спросом на рабочую силу, притяжения в странах иммиграции, и в особенности при совпадении этих двух факторов, сами по себе ограничения на въезд не остановят миграции. Они всего лишь направят поток в нелегальные каналы. Именно это сегодня и происходит. Даже если с помощью драконовских мер удастся замедлить незаконные миграции (временное сокращение числа незаконных проникновений на территорию США в результате предпринятых после событий 11 сентября 2001 года мер указывает на такую возможность), либеральные демократии не смогут долго сохранять такие меры, не создавая при этом угрозу глубокой эрозии лежащих в их основе фундаментальных прав и ценностей.
Например, в США бюджет Службы иммиграции и натурализации, по меньшей мере, наполовину уходящий на принудительное обеспечение соблюдения иммиграционного законодательства, в том числе на пресечение незаконной иммиграции, вырос в 25 раз — с 250 млн. долларов в 1980 году до 5 млрд. долларов в 2000 году. Это сопровождалось увеличением численности сотрудников этой службы. И все-таки численность незаконных иммигрантов возросла почти втрое, увеличившись с 3 до 9,3 млн. человек — и это несмотря на несколько программ легализации иммигрантов. С конца 90-х годов прошлого века численность иммигрантов увеличивается примерно на 700 тыс. человек в год (Passel et al., 2004; Chicago Council on Foreign Relations, 2004). С теми же явлениями сталкиваются и другие промышленно развитые страны. Так, в Западной Европе жесткие меры по контролю над миграциями и возросшие расходы на такой контроль совпали с повышением уровня незаконной иммиграции, достигшей ныне, по оценкам, 500 тыс. человек в год. Другими словами, из каждых двух человек, прибывающих в США или Западную Европу, по меньшей мере, один делает это вопреки действующим законам и правилам.