Однако, несмотря на высокий идеологический потенциал этого принципа, лишь немногие граждане ЕС реализуют его практически. Исследование рынка труда, проведенное Еврокомиссией (European Commission, 2001а), показало: территориальная мобильность высока только среди молодых и квалифицированных работников. Это прямая противоположность ситуации 1960-х -1970-х годов, когда из Южной Европы в Центральную в поисках работы приезжали преимущественно люди с низкой квалификацией, имевшие лишь начальное образование. Например, количество студентов, обучающихся за рубежом по программе обмена «Эразм», в 1990-е годы стабильно росло на 10% в год и в 2000 году достигло 181 тысячи. Отсюда следует, что мобильность можно поощрять адекватными средствами. С другой стороны, необходимо отметить, что участники программы «Эразм» составляют менее 2% от 12 миллионов европейских студентов.
Что касается граждан ЕС в целом, то лишь 0,1% населения ЕС – 15 – в 2000 году сменили страну проживания в пределах ЕС. Число лиц, работающих не в стране постоянного проживания, также сравнительно невелико (600 тысяч).
Авторы исследования MKW GmbH (2001) указывают, что с чисто юридической точки зрения текущий уровень территориальной мобильности не имеет значения, коль скоро препятствия для нее устранены и граждане ЕС, ищущие дополнительные возможности в других странах ЕС, могут осуществлять это базовое право. Вторая причина неадекватности — ускорившееся сближение доходов и заработков внутри ЕС, которое уменьшает мотивы для переезда в другую страну. Наконец, решение о переезде диктуется не одной лишь экономической логикой, но и разного рода личными интересами.
Так называемая «классическая теория внешней торговли» рассматривает снижение миграции с другой точки зрения и приходит к выводу, что причиной спада служит интенсификация экономических отношений между странами ЕС. Поскольку товары и капитал мобильнее людей, они направляются туда, где уже существуют нужные специалисты и компании. Поэтому торговлю и прямые иностранные инвестиции можно считать «заменителем трудовой мобильности» (Langewiesche, 2001, р. 326). Классическая теория внешней торговли также объясняет специфику региональной специализации и региональные различия в ЕС. Однако мобильность рабочей силы по-прежнему необходима в областях, где продукты нельзя переместить, – каковы, например, специальные услуги в строительстве или туристическом секторе.
Решение переехать в другую страну может диктоваться самыми разными соображениями: экономическими (более высокие заработки), социальными и культурными (друзья или члены семьи в стране назначения, существующая культура миграции), профессиональными (карьерный рост), политическими (репрессии в стране происхождения) или гуманитарными (этническая дискриминация или высокий уровень опасности при внутренних конфликтах). С индивидуальной точки зрения, решение эмигрировать зависит от оценки общих издержек, связанных с этой операцией: от вероятности найти работу и расходов на переезд и обустройство до уровня налогообложения, размера отчислений на соцобеспечение и свободы доступа к информации.