Мигранты воспринимаются как бремя для социального государства; опасения «социального туризма»; мигранты приравниваются к пассиву. Переход к общеевропейской модели социального государства; минимальные социальные гарантии для граждан ЕС; мигранты рассматриваются как бремя. Конец традиционных социальных государств; каждый отвечает сам за себя (социальное самообеспечение).
Предмет для размышлений Сильное национальное самосознание создает проблему для мигрантов; богатые европейские государства изолируют себя от менее развитого мира. Евроцентрический настрой может привести к политике игнорирования глобальных проблем, порождающих миграционные потоки. Вызовы системам социальных государств и национальным самосознаниям могут привести к массовому сопротивлению.
Сценарий 1 (закрытые внутренние и внешние границы).
Сценарий 1 описывает Евросоюз как целостную организацию с закрытыми внутренними и внешними границами: Европу, состоящую из совокупности небольших крепостей – стран-участниц, регионов и общин, сопротивляющихся миграционному давлению. Параллельно члены ЕС усиливают контроль за доступом в пределы Европы, чтобы укрепить суверенитет, рискующий пострадать в случае упразднения государственных границ. В странах ЕС нарастают требования ассимиляции, которая ограничивает свободу мигрантов иметь собственную культуру и самосознание: тот, кто хочет войти в местное общество, обязан усвоить господствующие культурные нормы, правила поведения, ценности и цели принимающей нации (Young, 1990).
В данном сценарии социальная напряженность между этническими группами представляет собой благодатную почву, на которой правые партии взращивают атмосферу беспокойства, распространяя тревожные заявления о перемещающихся по всему миру террористах, преступниках, фундаменталистах, о бесконтрольных миграционных потоках, росте безработицы из-за дешевизны «пришлой» рабочей силы, сегментации рынков труда и крахе систем социального обеспечения. На этих основаниях они предлагают больше не принимать мигрантов и тем самым предотвратить культурное разобщение и социальные проблемы.
Европейский проект в Сценарии 1 сохраняется, однако в ходе расширения ЕС нарастает подозрительность в отношениях между старыми и новыми, богатыми и менее богатыми его членами. Граждане ЕС, переезжающие в другую страну ЕС, не получают местных социальных пакетов и во многих случаях считаются гражданами второго сорта. В такой ситуации главным препятствием для свободной трудовой миграции являются западные социальные государства с более высоким уровнем благосостояния. Коллективный социальный шовинизм узаконивает ограничительную гражданскую политику и приводит к ужесточению миграционных законов и правил – например, к продлению переходных периодов. Как следствие, мобильность в рамках Европы остается низкой (за исключением европейской элиты). Мигранты из новых членов ЕС, представляющие средние слои и рабочий класс, испытывают значительные трудности при получении работы, соответствующей их квалификации, и доступе к социальному обеспечению. Старые члены ЕС испытывают неуверенность в способности новых членов контролировать внешние границы и пресекать контрабанду, а у новых членов может возникнуть настороженность в отношении ЕС, еще более усложняющая их интеграцию. Реагируя на внутренние проблемы, связанные с миграцией, ЕС ужесточает политику по приему мигрантов и беженцев. Внутри ЕС трудовые рынки работают в значительной мере по избирательному принципу. Если специалисты и ученые из других стран ЕС и избранных стран получают беспрепятственный доступ на рынок труда, то мигранты из стран, не относящихся к Европе, вне зависимости от их образования, ассоциируются с низкооплачиваемой, непрестижной и/или непостоянной работой. Парадоксальным образом, эта последняя группа, которую во многих отношениях считают угрозой социальному государству, играет важную роль в его обеспечении, выплачивая налоги и прочие сборы, не говоря уже о работе в самих сферах социального обеспечения и здравоохранения.