Если рассматривать миграции с точки зрения существующих в данном регионе стран-доноров, то следует заметить, что развитие миграций постоянно идет по восходящей. В 90-х годах миграции усилились практически вдвое. Для мигрантов из Южной Азии точками притяжения являются Саудовская Аравия и страны Среднего Востока в целом. Для выходцев из Бангладеш точкой притяжения является, кроме того, Малайзия. Сингапур привлекает индийцев, а Ливан — выходцев из Шри-Ланки. Саудовская Аравия также является главным центром притяжения мигрантов для индонезийцев и филиппинцев. Другие центры притяжения для индонезийцев находятся за пределами Среднего Востока. Это, прежде всего, Малайзия. Выходцев с Филиппин привлекают, главным образом.
Гонконг (куда направляется прислуга) и Япония (куда направляются артисты развлекательного жанра). Тайвань является главной целью для мигрантов из Таиланда, тогда как Малайзия и Тайвань являются главными точками притяжения вьетнамских мигрантов (International Organization for Migration [ЮМ], 2003).
Миграции в Азии изначально и исторически развивались по незаконным каналам. Иногда незаконные каналы были и остаются единственными каналами проникновения в чужие страны, особенно в страны, в которых нет формальной миграционной политики. Позднее незаконные каналы миграций сохранялись наряду с новыми каналами, предоставленными различными участвующими в миграционном процессе сторонами. Как и в других частях света, незаконные миграции в Азии являются, прежде всего, ответом на недостатки управления миграциями (Battistella and Asis, 2003). Вместе с тем, незаконные миграции являются также симптомом глубоких противоречий мирового порядка, которые, в конечном счете, ставят под сомнение ограничение свободы трансграничного передвижения людей.
Краткий обзор динамики незаконных миграций в пределах разных подсистем указывает на то, что хотя формы развития и функционирования миграций в каждой из этих подсистем имеют свои особенности, они обнаруживают и существенные сходства. Обзор наглядно показывает также причины, по которым незаконные миграции следует рассматривать не изолированно от законных миграций, но в связи с ними. Для достижения общего понимания трансграничных миграций рабочей силы необходим всеобъемлющий подход к этому явлению
Систематические и периодические незаконные миграции.
Незаконные мигранты в странах Персидского залива создают проблему, к решению которой периодически приходится обращаться местным властям. Независимо от различных программ регистрации, незаконные мигранты продолжают проникать в эти страны благодаря двум каналам. Один из них коренится в системе khafeel (системе спонсорства), позволяющей некоторым гражданам государств Персидского залива контролировать ввоз в эти страны работников, для которых есть рабочие места. Спонсоры, однако, вербуют работников больше, чем существует рабочих мест, для того, чтобы увеличить свои доходы с помощью поборов, налагая их (и тоже за плату) на других посредников по вербовке рабочей силы. Мигранты, сами того не зная, попадают, таким образом, в число незаконных мигрантов. Другой канал незаконных миграций — ежегодные паломничества в Мекку, после которых в Саудовской Аравии на положении незаконных мигрантов остается несколько тысяч человек. Превентивные меры против этих нарушений закона не имеют успеха, а программы регистрации иностранцев, в соответствии с которыми с незаконных мигрантов не взимают штрафов в обмен на регистрацию, за которой следует высылка на родину, приносят только временные результаты.