Очевидно, что эти нестандартные формы гражданства всего лишь демонстрируют практическую вовлеченность мигрантов в жизнь местного сообщества и не дают никаких гарантий, сопряженных с гражданством. Во многих случаях мигрантам отказывают даже в благах общественного гражданства. Но эти же формы гражданства свидетельствуют также о стремлении обеих сторон к разрушению внутренних границ и указывают на то, что до того, как будут демонтированы внешние границы, должны пасть внутренние границы.
В настоящий момент обсуждение открытых границ в Азии не выглядит многообещающим. В следующем после колониальной эпохи периоде, в котором по-прежнему находятся многие азиатские страны, необходимо придерживаться вестфальских принципов образования национальных государств — пограничного контроля, свободы от вмешательства извне, отрицания законности идентичностей и лояльностей, существующих на негосударственном уровне (Heisler, 2001), даже если миграционные потоки бросают вызов этим принципам. Как было показано, миграции в Азии жестко строятся на перемещениях законтрактованных рабочих, обладающих минимумом прав. В этих условиях обсуждения свободы передвижения рабочих через открытые границы редки, если ведутся вообще.
Но ситуация в Азии не статична. Хотя миграционная политика по-прежнему подчинена целям национальных государств, в рамках которых она и формулируется, участились региональные форумы, на которых обсуждаются вопросы миграций. После 1996 года имели место две инициативы: Манильский процесс, служащий платформой для авторитетных обсуждений проблем представителями более чем десятка стран Восточной Азии и Океании, и организованные в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев Азиатско-тихоокеанские консультации, в которых принимает участие более широкий круг стран. Особым моментом в региональном сотрудничестве стал международный симпозиум «Миграции: к региональному сотрудничеству в области незаконных миграций», состоявшийся в Бангкоке в апреле 1999 года. Симпозиум завершился принятием Бангкокской декларации о незаконных миграциях. Аналогичная инициатива, с акцентом на контрабанде мигрантов и на торговле мигрантами, была организована на о. Бали в 2004 году. Эти региональные заседания являются, по большей части, разговорами или диалогами, которые сопряжены с минимальными обязательствами. Путь к открытию границ будет долгим и нелегким. Здесь поучительным может стать опыт ЕС: свобода передвижения рабочих из стран-членов была установлена Римским договором 1957 года, но достигнута только через 40 лет. Более того, когда свобода передвижений стала в Европе реальностью, рабочие из стран ЕС уже были не мигрантами, а гражданами ЕС, который подтвердил концепцию, согласно которой свобода передвижений является исключительным правом граждан, а не мигрантов.