Сценарий 2 (открытые внутренние, закрытые внешние границы)
По Сценарию 2 Европа движется от индивидуально- государственной к коллективной политике. В результате намечается прогресс в области равенства и регионального развития. Улучшение условий в небогатых регионах Центральной и Восточной Европы приводит к тому, что крупные миграционные потоки не возникают. Богатые страны отказываются от введения переходных периодов, чтобы избежать нехватки рабочей силы, привлечь ценный человеческий капитал и поднять свою экономику. Ликвидация внутренних границ приводит к укреплению внешних и усилению внутреннего контроля за теми, кого воспринимают как символ неуважения к внешним границам Европы, то есть, мигрантами из третьих стран.
Что касается политики по беженцам и миграции, то правительства передают свои полномочия на уровень ЕС в целях координации общего подхода. Несогласованные контрольные меры уходят в прошлое, уступая место эффективному сотрудничеству между национальными полициями и системами наблюдения, что более не позволяет иммигрантам обходить законы, меняя страну пребывания. Французский философ Жиль Делез (Deleuze, 1990) описывал такую ситуацию как переход от дисциплинарного общества Фуко (контроль фрагментирован) к обществу контроля (контроль непрерывен и вездесущ). Миграционную политику сменяет политика контроля с помощью новейших информационных систем и специальных биометрических методик установления личности. Суть подобных ограничительных миграционных мер лучше передает метафора «Европа-надсмотрщик», чем привычное «Крепость Европа», поскольку она акцентирует развитие новейших средств опознания и внутренних контрольных систем с целью улучшения защиты доступа к государственным ресурсам и рынку труда (Engbersen, 2001, р. 223
Внешнюю иммиграцию в Евросоюз призваны сократить снижение социальных пособий, усложнение воссоединения семей и недопущение иммигрантов к работе в сферах здравоохранения и образования. Парадоксальным образом, эти превентивные меры и ужесточение пограничного контроля не удерживают людей от миграции и лишь способствуют нелегальной иммиграции – поскольку прибыльность контрабандного ввоза людей тем выше, чем труднее въехать в страну. Контроль сам себя загоняет в порочный круг: присутствие незаконных мигрантов усиливает популистские и антииммигрантские настроения; тема исходящих от иммигрантов угроз используется прессой и политиками, чтобы связать рост преступности с миграцией; общественная тревога возрастает, побуждает политиков вводить все более жесткие меры, и процесс продолжается.