Дублинская конвенция, подписанная странами ЕС в 1990 году и окончательно ратифицированная в 1997 году, стала важным шагом в направлении общей иммиграционной политики ЕС. Она предусматривает за беженцами право подавать прошение о предоставлении убежища на рассмотрение одной из стран ЕС (обычно той, в которую они первоначально прибыли). Главная цель конвенции состояла в том, чтобы предотвратить перемещение эмигрантов по Европе в поисках места проживания после того, как их прошение было отклонено другими странами ЕС. В 1992 году Лондонская резолюция о приеме граждан третьих стран постановила, что прибывающие в ЕС эмигранты из безопасных третьих стран могут быть высланы к месту прежнего проживания без рассмотрения их заявлений. Это означало, что решения по необоснованным заявлениям можно принимать быстрее, чем по прошениям о предоставлении убежища гражданам, так называемых, небезопасных стран. Однако ограничительный и поверхностный характер Дублинской конвенции и Лондонской резолюции сделал их мишенью резкой критики со стороны правозащитных организаций (Rasmussen, 1997, pp. 157-159).
На Европейском Совещании 1999 года в Тампере (Финляндия) главы государств и правительств приняли решение создать к 2004 году зону свободы, безопасности и правосудия для всех граждан Евросоюза. (Rodrigues, 2004, р. 1). Одним из ключевых элементов в этом контексте стала разработка общей политики по вопросам предоставления убежища и иммиграции. Особое внимание уделено четырем задачам:
1. Сотрудничество со странами происхождения мигрантов (с целью предотвращения миграции).
2. Создание общеевропейской системы предоставления убежища (с целью выработать общие процедуры и нормативное определение статуса беженца на долгосрочную перспективу).
3. Обеспечение справедливого обращения с гражданами третьих стран (ради скорейшей интеграции и во избежание дискриминации).
4. Повышение эффективности управления миграционными потоками (с целью пресечения незаконной иммиграции).
Другой важной темой встречи в Тампере стала потребность в объединении усилий по борьбе с преступностью путем сотрудничества в работе полиции и судебных органов (Council of the European Union, 1999)
Несмотря на некоторые достижения — в частности, общие правила по приему беженцев (Дублин II), планы введения общей системы визовой информации и создания агентства по контролю за внешними границами ЕС (Rodrigues, 2004, р. 5) — разработка общей политики по вопросам беженцев и миграции оказалась трудной задачей. Лишь в апреле 2004 года, на совещании министров юстиции и внутренних дел, было, наконец, достигнуто соглашение по этим деликатным политическим вопросам. Новое Постановление ЕС о предоставлении статуса беженца «устанавливает критерии для предоставления статуса беженца, а также выделения субсидий в ЕС, и определяет права лиц, подпадающих под категорию получателей таких субсидий» (McDowell, 2004; «EU einigt sich auf Asylrecht», 2004; «Ministers Reach Breakthrough on EU Asylum Policy», 2004).