Современные трудовые миграции в Азии представляются множеством разнонаправленных миграционных потоков. Однако потоки эти возникли не одновременно. Скорее, они возникли как реакции на экономические возможности и политическое регулирование. Пожалуй, можно выделить три определенных фазы, характеризующие усиливающееся распространение миграций в регионе.
Средний Восток начал привлекать трудовых мигрантов из азиатского региона в начале 70-х годов XX века. Истоки и развитие этого движения хорошо известны (Amjad, 1989; Appleyard, 1999). Начало этому движению положили крупные инфраструктурные проекты в странах Персидского залива, развернувшиеся вследствие увеличения доходов этих стран от продажи нефти, цены на которую в 70-е годы резко повысились. Замедление темпов экономического роста и прекращение трудовых миграций в Северную Европу привели к смещению внимания компаний и технических специалистов на Средний Восток, страны которого до этого черпали необходимые им трудовые ресурсы из соседних арабских стран. В 70-е годы Средний Восток в поисках рабочей силы обратился к Азии, сначала к Индии и Пакистану, а затем и к более отдаленным странам Востока — к Южной Корее, Таиланду и Филиппинам.
Эта первая фаза, характеризующаяся миграциями из нескольких стран Южной и Юго-Восточной Азии в одном направлении, достигла своего расцвета в начале 80-х годов и создала систему, впоследствии охватившую и другие регионы. У этой системы было три характерных черты: вовлечение частного сектора в управление вербовкой и размещением мигрантов; наем мигрантов только на ограниченный срок (в основном, на два года); и избежание долгосрочных миграций — от мигрантов требовали возвращения на родину до возобновления контрактов с ними, а воссоединение семей не допускалось. В отличие от опыта трудовых миграций в Европе, где для управления миграционными потоками использовали межправительственные соглашения, система в Азии была отдана на откуп частному сектору и вскоре превратилась в исключительно выгодный бизнес. В разных странах-донорах, как грибы, размножились агентства по вербовке рабочей силы, а в странах Среднего Востока рабочими-мигрантами занимались спонсоры, которые, как утверждалось, действовали в соответствии с наличием реальных возможностей трудоустройства.
Расширение трудовых миграций: появление новых стран-доноров в Восточной и Юго-Восточной Азии (80-е годы XX века).
Блестящие возможности, открывшиеся работникам в странах Среднего Востока, в середине 80-х годов закрылись, когда большинство инфраструктурных проектов было завершено, а цены на нефть снова упали — менее чем до 10 долларов США за баррель. Однако спрос на рабочую силу вскоре сместился: на смену строительным рабочим и техникам пришли специалисты по эксплуатации и обслуживанию. Поскольку система уже функционировала, у всех участвующих в ней сторон была заинтересованность в ее сохранении. На сцену в качестве источников рабочей силы для Среднего Востока выступили другие страны, в частности, Бангладеш и Шри-Ланка в Южной Азии и Индонезия в Юго-Восточной Азии. А миграционные потоки из Южной Кореи и Таиланда иссохли по двум разным причинам. В Южной Корее появились большие возможности для развития, а в Таиланде конец миграционным потокам в Саудовскую Аравию положил политический инцидент.