Режим управляемых миграций, противопоставленный режиму свободного передвижения людей, определенно имеет некоторые отличительные достоинства и операционные преимущества.
С экономической точки зрения, сценарий «миграций без границ» имеет следующие достоинства: он обеспечивает более эффективное распределение наличных человеческих и иных ресурсов, из чего извлекают выгоды и мировая экономика, и мигранты. Впрочем, этот сценарий порождает победителей и проигравших — как между странами, так и внутри стран. Хотя свобода передвижений дает толчок мощному, но поляризующему его участников процессу развития, ее последствия в плане распределения могут оказаться разрушительными. Режим регулируемой открытости, основанный на комплексе взаимно согласованных норм и принципов отношений между странами, может гарантировать изрядную долю выгод, связанных с повышением эффективности миграции в условиях открытости, но позволит избежать многих конфликтов, связанных с распределением, и негативных внешних обстоятельств, вызванных свободным передвижением людей. В отличие от режима открытых границ, при котором асимметрия интересов может ослабить основы сотрудничества между странами-донорами и странами-реципиентами, режим регулируемой открытости будет, скорее всего, более устойчивым, поскольку он призван обеспечить упорядоченность и предсказуемость миграций населения, а в этом заинтересованы все государства. Кроме того, в режим регулируемой открытости встроены связи с другими сферами, такими, как торговля и права человека, а в этих сферах у всех государств есть общие ставки.
Что касается прав человека, то при положениях о свободе передвижений, существующих в законодательстве о правах человека, невозможно адекватно обосновать политику открытых границ. К тому же такой режим едва ли непосредственно касается защиты прав человека. Режим управляемых миграций, напротив, непосредственно связан с защитой прав человека. Потому что упорядоченность и управляемость миграциями в большой степени зависят от защиты прав человека. Вопиющие нарушения этих прав в странах-донорах — одна из главных причин неупорядоченных и разрушительных трансграничных миграций людей. Опыт показывает, что, когда миграции носят неупорядоченный и, особенно, незаконный и нежелательный характер (а неупорядоченные миграции зачастую именно таковы), риск новых нарушений прав человека в странах транзита и странах-реципиентах возрастает. В тех случаях, когда такие нарушения происходят, управлять миграциями становится труднее и требует больших затрат. Кроме того, нарушения прав человека сопряжены с серьезными социальными и человеческими издержками. Создавая напряженность или провоцируя конфликты в межгосударственных отношениях, такие нарушения могут даже угрожать региональной и международной стабильности.