Однако это — весьма специфические ситуации, которые не составляют универсального обоснования открытия границ, которое сделает возможным свободное передвижение людей.
Тем не менее, к данной дискуссии имеют прямое отношение некоторые пользующиеся международным признанием принципы, управляющие фундаментальными правами человека. Приложение к Уставу Международной Организации труда провозглашает, что «все люди… имеют право стремиться к материальному благосостоянию и духовному развитию в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей». По меньшей мере, концептуально, такие нормы и принципы можно использовать для обоснования свободы передвижений и открытых границ. И все же, как говорит Гудвин-Гилл (Goodwin-Gill, 2000), «доктрина неотъемлемых прав, от рождения присущих каждому человеку, зачастую уступает дорогу суверенитету, который трактуют в его максимально позитивистском смысле, как абсолютное утверждение права и власти в сообществе конкурирующих национальных государств». Неудивительно, что предпринятые в 80-х годах XX века Комиссией ООН по правам человека усилия, направленные на распространение права на свободу передвижений путем принятия сопряженного с правом на выезд права на въезд, не имели ни малейшего успеха (United Nations, 1989).
Короче говоря, существующие нормы прав человека не дают адекватной основы для свободы передвижения людей. Господствует примат государственного суверенитета. Вероятно, как утверждается далее, легче добиться для людей большей свободы передвижений посредством взаимно удобного межгосударственного соглашения, основанного на принципе регулируемой открытости и в рамках многосторонности.
Можно ли совместить открытые границы и свободу передвижений с суверенитетом и безопасностью государств? Основой концепции суверенитета является исключительное право государства защищать свои границы и безопасность. Контроль над иммиграцией — власть решать, кто может, а кто не может ступать на территорию государства — ключевой атрибут этого исключительного права. Таким образом, на суверенитет и безопасность часто ссылаются как на главный фактор, исключающий свободу передвижений в мире без границ. Насколько состоятелен этот довод?
Хотя всеобъемлющего международного закона о государственной безопасности и миграциях не существует, такие практики, как запрет въезда и депортации людей, которые, как полагают, представляют угрозу для безопасности, прочно утвердились в деятельности государств. После террористических нападений 11 сентября 2001 года вопрос государственной безопасности приобрел еще большее значение и актуальность.