Сейчас азиатские страны подходят к пониманию того, что в одностороннем порядке им должным образом не справиться с управлением миграциями. По мере развития региональных дискуссий будут рассматриваться более выгодные для граждан стран-членов условия миграций, и свобода передвижений станет не такой уж немыслимой (на что указывают примеры Африки и Латинской Америки). Маршрут движения по этому пути таков: сначала должны сократиться экономические различия между странами, а затем придет черед и свободы передвижений. Экономисты будут утверждать, что все должно происходить в противоположном порядке: свобода передвижений должна быть предоставлена как способ достижения большего равенства между странами. К сожалению, теоретические работы о воздействии свободного движения рабочей силы не получили такого же признания, как теории, оправдывающие свободное движение товаров. Это отчасти объясняет, почему у нас есть Всемирная торговая организация, но нет Всемирной миграционной организации.
Впрочем, в повседневной, обыденной жизни миллионов людей миграции являются возможностью вырваться из неравенства. Такая возможность не предоставляется равным и одинаковым образом: те, кто менее всего в ней нуждаются, легче получают ее. Таким образом, многие люди утверждают свое право на миграции посредством незаконного поведения, что зачастую приводит к тому, что мигрантов эксплуатируют. Не следует поощрять незаконные миграции, но от них не следует отмахиваться как от девиантной формы поведения. Для того чтобы понять это явление, нам надо изучить основы организации нашего общества, помня о том, что горизонты выходят за границы наших государств — и нашего времени.
Вероятно, чистая иллюзия помышлять о миграции без границ, когда находишься в Тихуане – городе на границе Мексики и Соединенных Штатов. От Сан-Диего Тихуану отделяет темная металлическая стена, на некоторых участках усиленная дополнительными ограждениями. Ее тщательно охраняют сотни агентов пограничной стражи США: они оснащены электронным оборудованием военного образца, и их задача – пресекать нелегальное проникновение с мексиканской стороны. В октябре 2006 года президент США Джордж Буш подписал закон «О надежной заградительной стене», согласно которому министерство внутренней безопасности должно возвести 700 миль дополнительных ограждений вдоль границы с Мексикой.
Начало этим мерам было положено десять с лишним лет тому назад. В конце 1993 года правительство США, стремясь пресечь проникновение нелегальных мигрантов, решило усилить контроль на границе с Мексикой за счет двух главных мер. Первой стало существенное увеличение бюджета ведомства, ныне именуемого министерством внутренней безопасности, второй — ассигнование средств на постройку стены с приборами электронного слежения на тех участках границы, через которые издавна переходили незаконные мигранты (Cornelius, 2001; Reyes et al., 2002).