Действительно, трудно вообразить, каким образом можно эффективно поглотить эмиграционное давление в пределах каждого конкретного региона. Современные миграции отвергают такую внешне аккуратную географическую растасовку. К тому же, как показывают постоянно изменяющиеся шаблоны торговли людьми, миграционные потоки ныне могут в короткие сроки менять направления в ответ на меняющиеся обстоятельства. Это предполагает необходимость глобального подхода к управлению миграциями. Короче говоря, усилия, предпринимаемые на региональном и глобальном уровнях, могут поддерживать друг друга до тех пор, пока существует общая глобальная структура, обеспечивающая целостность, непротиворечивость этих усилий. Однако если различные региональные группировки двигаются в разных направлениях, напряженность в отношениях между этими группировками может оказаться неизбежной. Например, ужесточение иммиграционного контроля в странах-реципиентах одного региона (скажем, Западной Европы) приведет, вероятно, к переориентации потоков на другие регионы (например, Северную Америку) и наоборот, что создает напряженность в отношениях между регионами.
Как и в случае торговли, такая напряженность может превратиться в камень преткновения, а не в строительные блоки, из которых возводится здание глобального сотрудничества. Усилия на региональном и глобальном уровнях может дать совмещение преимуществ, которые приносят «восходящий» и «нисходящий» подходы. Но для того, чтобы это произошло, глобальный и региональный процессы должны развиваться в одном направлении, быть связанными друг с другом общими целями и общими принципами.
В последние годы наметилось растущее признание все возрастающих финансовых, политических и человеческих издержек, вызванных нездоровьем мировой миграционной системы, которая нуждается в реформировании. Одним из важных показателей этого сдвига является стремительность, с которой международное сообщество в 2000 году пошло на принятие новых международных инструментов, направленных на борьбу с организованной преступностью, в том числе с торговлей людьми и контрабандной перевозкой мигрантов. Но мобилизующие усилия, предпринимаемые международным сообществом для использования карательных мер в борьбе с преступными и бесчеловечными действиями, — это одно, а развертывание всесторонних и активных политических мер по искоренению глубинных причин нездоровья миграционных процессов — другое дело. Инициирование таких радикальных мер требует более упорных усилий, направленных на построение консенсуса и вовлечение различных заинтересованных лиц, интересы и заботы которых могут и противоречить друг другу, и сходиться.