Незаконные миграции, неважно, как они возникли — вследствие незаконного въезда или вследствие нарушения условий визы, всегда предполагают неразрешенное участие в производственной деятельности. Конечным магнитом и самой убедительной причиной для вовлечения в незаконные миграции является наличие рабочих мест и работодателей, готовых нанимать мигрантов без необходимых разрешений. Таким образом, вопрос упирается, в конечном счете, в отсутствие согласованности между экономической и миграционной политикой.
Для получения доступа к каналам законных и незаконных миграций потенциальным мигрантам нужна информация. Исследования указывают на то, что мигранты полагаются более на неофициальные каналы (социальные сети), чем на официальные каналы распространения информации (Battistella and Asis, 2003).
Агентства, занимающиеся вербовкой рабочей силы, играют ключевую роль в незаконных миграциях. Перед политиками встает вопрос, как контролировать нарушения, совершаемые представителями таких агентств, когда система в целом очень сильно полагается на агентства.
Независимо от основных обязанностей различных субъектов (людей, занимающихся вербовкой рабочих, социальных сетей, родственников, других посредников и самих мигрантов) кажется очевидным, что нарушение законности требует попустительства более чем одного субъекта. В число пособников нередко входят и правительственные чиновники. Кроме того, контролировать действия людей, осуществляющих имплементацию миграционного законодательства, трудно из-за сложного переплетения интересов, попустительства и запугивания.
Законность тесно связана с открытостью и легкостью миграционного процесса и зависит от этих характеристик.
Меры, направленные против незаконных миграций, обычно направлены на всех вовлеченных в такие миграции субъектов. Но эти миграции существенно различаются по странам исхода и странам назначения. В странах назначения первым объектом воздействия всегда оказываются сами мигранты. Меры контроля также сопряжены с наказанием тех, кто доставляет мигрантов контрабандой, работодателей и даже граждан, предоставляющих мигрантам кров.
Такие меры, несомненно, имеют эффект устрашения. Но для прекращения незаконных миграций этих мер недостаточно, ибо причины, генерирующие миграции, намного сильнее средств контроля. С другой стороны, направленные против незаконных миграций меры, которые используют в странах-донорах, не затрагивают мигрантов. Скорее, эти меры направлены на вербовщиков и посредников. Впрочем, эффективность этих мир довольно ограничена. Если рассматривать границы с разных сторон, границы имеют не одинаковый смысл, а значение незаконных пересечений границ изменяется с изменением точки зрения.